ОТРАЖЕНИЕ.prj(2004)CD "Демо" читать=>КЛЕВЕР(2003)MC "КЛЕВЕР (макси-сингл)" читать=>Explosions In The Sky(2003)"Earth Is Not a Cold Dead Place" читать=>GYBE! (2000)2LP «Lift your Skinny Fists Like Antennas to Heaven!» читать=>
Похоже, в последнее время жанр инструментальной музыки становится если не модным, то актуальным на Питерской клубной сцене. К уже заслуженным коллективам, которые играют инструментал по несколько лет, присоединяются молодые группы. Речь пойдёт о новом коллективе "ОТРАЖЕНИЕ.prj", а точнее о диске этой группы, который недавно попал ко мне в руки.
Это, по существу, "ДЕМО" было записано самими музыкантами, в домашних условиях, но как ни странно, при первом прослушивании я этого не заметил. Должно быть, огрехи качества маскируются качеством самого музыкального материала. Надо бы вначале рассказать про состав коллектива. В составе, однако, нет никаких изысков - две гитары (обе с навороченными, похоже, процессорами), бас и барабаны. То есть средства понятны, теперь поговорим о получившимся результате.
"ОТРАЖЕНИЕ.prj" работает на стыке нескольких музыкальных направлений - "Технически это можно назвать неким синтезом Alternative Metal, Trance, Breakbeat, Trip-Hop, Drum'n'Bass" - так написано в официальной информации о коллективе, с чем я отчасти соглашусь. Действительно, немного trip-hop'овая ритмическая сетка, жесткие гитарные партии, вполне в духе так называемого "Alternative Metal", ну, а "Trance", похоже, достигается многократными повторами основного гитарного рифа композиции.
На "Демо" имеются три композиции, по котором уже можно, я считаю, судить о творческом потенциале группы. Все три композиции отличны друг от друга, хотя подход к структуре одинаков - всю композицию обыгрывается хорошо запоминающийся гитарный риф с разной степенью тяжести и на разных эффектах. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что иногда встречаются необычные и интересные фишки. Может музыканты сознательно используют этот эффект "неожиданности", усыпляя бдительность слушателя многократными повторами структуры "куплет-припев", а потом вдруг "ошпаривают" неожиданным отрывком. Признаться честно, это цепляет. Особенно это хорошо заметно на первой композиции, ближе к концу, но не буду рассказывать все секреты))). Вторая же композиция на этом "Демо" вначале слегка отпугивает жёстким началом - гитары пропущены через "фэйзеры" и "дисторшены", но потом вдруг начинается чрезвычайно лёгкий и прозрачный отрывок с удачной "прямой бочкой", потом, после довольно непродолжительного, к сожалению, развития, всё возвращается к началу - ревущим гитарам. И так ещё пару-тройку раз))). Последняя же композиция, средняя по темпу, довольно кривовато сыграна (в плане барабанов), но зато обладает простой и запоминающейся мелодией, которая, правда, немного теряется на фоне "ритм-партий". Подводя итог, хочется сказать, что, в целом, музыкальный материал интересный, потенциал у группы есть - остаётся только получше сыграться (Отражению нет и года) и записать полноценный альбом, хотя, по словам самих музыкантов - "многие говорят что вживую намного лучше - атмосфера офигенная получается". Охотно верю.
Я живу с этими людьми в одном городе и не знаю о них ничего, кроме того, что они играют необычную и кайфовую музыку. Приблизительно помню, как они смотрятся на сцене - видел их в позапрошлом году на Skif'е. И вот теперь релиз - увы, всего лишь сингл. На вкладке тоже немного информации - только названия треков, фотографии, да предложение задуматься ("у тебя ещё есть шанс"). С другой стороны, зачем мне их имена? Музыку я могу слушать и так, а для дальнейшей идентификации достаточно названия команды.
Инструментальный состав группы следующий - барабаны, перкуссия, электрическая гитара, виолончель, бас-гитара и деревянные духовые. Что играет "Клевер"? Некую смесь (ураганную? гремучую?) спейс-рока а-ля "Hawkwind" и фолка северных народов. Тексты отсутствуют - музыка "Клевера" поэтичнее многих вербальных, художественных произведений. Возможно, сами музыканты определяют по-другому и собственный стиль, и то, что его формирует. Возможно, они вообще об этом не задумываются. Психоделия, понимаешь, психодедия Одна из композиций называется "Trip 3".
Впрочем, шутки шутками, а группа "Клевер" и вправду рисует странные пейзажи. Кажется, был здесь много раз, кажется, всё знакомо, а что это, где это - непонятно. Так бывает во сне.
Первая композиция носит наиболее космическое название "Laika, Belka, Strelka", однако по музыке она наименее космична. Скандинавский фолк здесь пересекается с чуть ли не хард-роковыми ходами. Умеренный темп действовал бы совсем уж медитативно, если бы не рваная пульсация баса и барабанов, которая как бы готовит слушателя к дальнейшим звуковым хитросплетениям. Следующая композиция - "Alarm" как раз и напомнила мне группу "Hawkwind". Ведущая роль при создании атмосферы принадлежит в ней гитаре и виолончели. Причём виолончель постепенно выходит на передний план, словно подталкиваемая ритм-секцией и завыванием дудки. Мотив тревоги отражён и в названии, и в более скоростном темпе (по сравнению с первой вещью), и, в своего рода ритмической мобилизации всех инструментальных партий. Далее - начинающаяся с мощного гитарного риффа "Rvan". Рифф подхватывает и развивает виолончель, а звуки духовых словно мечутся между этими фигурами, как между огромными валунами, иногда почти пропадая, а иногда выныривая в поле видимости. В уже упомянутой мною "Trip 3" эти метания превращаются в танец, уходящий в другие миры, другие сны. На то он и "trip". Мелодия обрывается резко, как бы повторяя напечатанное на вкладке предложение задуматься. А, может быть, призывая к пробуждению.
Лунёв Игорь (2003-08-06)
Источник: http://www.rockmusic.ru
Когда я в сотый раз слушаю единственный пока мне доступный альбом Explosions In The Sky «The Earth Is Not A Cold Place», я думаю о том, что как всё же хорошо, что есть люди, музыканты, которые играют чрезвычайно простую и красивую музыку. Простую именно по мелодии. С прямым размеренным ритмом, с незатейливыми аранжировками, с отсутствием вокала, который очень часто бывает не к месту. В Explosions In The Sky есть все те факторы, которые я перечислил. Музыка этого американского коллектива гениальна в своей простоте. Мелодии настолько просты и красивы, что даже странно, что до сих пор никто не играет что либо подобное. Музыка честная, открытая, даже немного наивная, как ребёнок. Ребёнок является Богом на этой земле до того, как его разум начинает что-либо понимать. Он является Богом, пока сердце и разум его чисты. Сердце и разум Explosions In The Sky кристально чисты, также, как чист и прозрачен звук гитар, так же, как чисты и прозрачны аранжировки. Этим музыкантам нечего скрывать, но есть что сказать слушателю. Это простые истины, я думаю, что даже сами музыканты не отдают себе отчёта – что именно они хотят сказать. Просто у этой четвёрки нет другого пути.
На альбоме всего 5 треков, но больше и не надо, просто на CD-проигрывателе надо включить функцию Repeat.
Что мы знаем о Канаде? На такой вопрос сразу приходят в голову «кленовый лист», «хоккей» и...больше ничего конкретного. Теперь, благодаря творчеству коллектива Godspeed You Black Emperor! из канадского города Квебек, мы знаем что в Канаде есть группы с длинными названиями, с длинными композициями и с большим количеством музыкантов. Godspeed You Black Emperor! самый передовой, если можно так выразиться, представитель канадских инструментальных коллективов. Недавно мне в руки попал двойной LP GYBE! – «Lift your Skinny Fists Like Antennas to Heaven!» 2000 года. Дословно название альбома звучит примерно так «Поднимите Ваши Тощие Кулаки Подобно Антеннам к Небесам». Довольно красноречивый образ. Этот альбом примечателен уже тем, что на двух дисках записаны всего 4 композиции, минут по 20 каждая, что, похоже, уже стало визитной карточкой коллектива.
CD1:
1. Storm: Levez Vos Skinny Fists Comme... - 22:32
2. Static: Terrible Canyons of Static; Chart... - 22:35
CD2:
1. Sleep: Murray Ostril (They Don't Sleep... - 23:17
2. Antennas to Heaven: Moya Sings Baby-O;... - 18:57
После выхода первого релиза «F# A# (Infinity)» (1996), слушатели были заинтригованы и ждали продолжения. Ждали четыре года и получили четыре композиции.
Помимо основного состава музыкантов, в записи приняли участие и сессионные музыканты – с первых же тактов, вместе с уже знакомыми скрипкой виолончелью и гитарами, вступает труба, которая придаёт торжественность и даже некую пафосность первой композиции «Шторм», которая уже сама по себе делает альбом ценным приобретением для поклонников группы. Музыкальное развитие композиции идёт по уже заведомо известной, по первому альбому, схеме – от спокойных переборов гитар к торжествующему крещендо, с постепенным ускорением ритма. Некоторые музыкальные критики даже осудили этот альбом за чрезмерную похожесть нового материала на предыдущий. На самом деле, на альбоме «Lift your Skinny Fists Like Antennas to Heaven!» музыканты лишь развивают идеи, которые, может быть, даже бессознательно появлялись в «F# A# (Infinity)», хотя судить не берусь. «Lift your Skinny Fists Like Antennas to Heaven!» более продуман, на мой взгляд, если вообще термин «думать» присущ творчеству GYBE! Помимо того, что все четыре композиции являются частями единого целого, каждая композиция тоже многочастна – за 20 с лишним минут музыка может совершенно спокойно меняется от меланхолии и душераздирающих эмоций до восторга, торжества и очарования. Периодически слышны голоса из кинофильмов. Так, например, композиция «Sleep» открывается голосом пожилого джентльмена, вспоминающим о Coney Island, и его откровенное и забавное повествование чем-то напоминает записи Дэвида Гринберга и сцены из документального фильма «Вернон». Также стоит заметить, что в инструментальном составе появилось фортепиано – именно оно, прорываясь сквозь шумы и неразборчивую речь, завершает первую часть альбома. Следующая часть начинается, так называемым «эмбиентом» (в классическом понимании этого термина) – психоделические звуки, шумы, опять-таки, неразборчивая речь – ничего не происходит, всё замерло. Окружающая среда стала статичной. Статичность нарушается пиццикато виолончели с солирующей скрипкой на заднем плане. Постепенно к струнным инструментам присоединяются остальные и мы вновь попадаем в монотонные и бесконечное число повторяющиеся квадраты GYBE! Но опять, через некоторое время всё рушится, монолитная стена звука распадается на составляющие, которые бесследно исчезают, оставляя лишь гитару, тонущую в шумах и потусторонних звуках, откуда, собственно, и появилась. Композиция «Sleep» самая красивая на альбоме, на мой взгляд. Начинаясь с повествования пожилого джентльмена, как уже было выше сказано, она, через продолжительное развитие простой и красивой мелодии, заканчивается неким кантри под акустическую гитару. Последняя композиция, подводя итог всего альбома, соткана из многочисленных лоскутков звукового пространства, присущих первым трём частям – тут и эмбиент, яркие мелодии, голоса играющих детей и шумы. Обрывается она шумом какой-то неразберихи, в котором явно слышны шаги убегающего человека, после чего следует минутная тишина.
На протяжении «Lift your Skinny Fists Like Antennas to Heaven!», музыкальные и эмоциональные противоположности чередуются так регулярно, и естественно, как работа человеческого организма – дыхание, сердцебиение. Постепенно этим организмом становится слушатель, который уже не владеет собственным телом и рассудком. Дыхание и сердцебиение будут работать так, как позволит Godspeed You Black Emperor!