Этот инструментальный коллектив из Канады (город Квебек) играет сложную, насыщенную и абсолютно неактуальную для музыкального шоу-бизнеса музыку. Состав коллектива, если можно так выразиться, «двойной». То есть в GYBE! играет девять музыкантов – два гитариста Efrim Menuck и Roger Tellier Craig, два барабанщика Bruce Caudron и Aidan Girt, два бас-гитариста Mauro Denzzente и Thierry Amar, и две очаровательные девушки – виолончелистка Norsola Johnson и скрипачка Sophie Trudeau. Теперь представляете, какую музыку можно создавать таким ансамблем? Уверяю вас, если вы ещё не слышали музыку GYBE!, то вы даже и представить себе не можете, насколько академичным и симфоничным, с позволения сказать, может быть музыкальный материал «рок» группы. И дело тут вовсе даже не в наличии смычковой группы (скрипка и виолончель), а именно в подходе музыкантов к музыкальной текстуре. Довольно трудно описать сам музыкальный материал, да и неблагодарное это дело – разбирать по ноткам музыку и пытаться объяснить то, что, зачастую, сами музыканты не в состоянии сформулировать. Поэтому сразу оставлю все попытки это сделать, отослав всех читателей к немедленному прослушиванию альбомов GYBE!, благо, что есть записи, немногочисленные, но есть!
Но всё-таки стоит, наверное, сказать несколько слов о самом коллективе. Есть мнение, что музыканты не доверяют журналистам и избегают интервью, поэтому про этот коллектив вы найдёте мало достоверной информации. Не знаю, так ли это, но по словам самих музыкантов, они не прячутся от журналистов, но дают не так уж много интервью и в прессе появляются либо дословные интервью, либо текст, написанный самой группой. Название коллектива, которое музыканты позаимствовали из документального фильма снятого в семидесятых об японской мотоциклетной группировке, как нельзя кстати ему подходит. Только не пытайтесь переводить «godspeed you black emperor!» на русский язык, ведь дело не в дословном переводе, а в настроении, неком посыле, заключенном в названии. Не думаю, что сами музыканты вкладывали глубокий смысл в это название, когда его выбрали, наверное, просто понравилось – но, повторюсь, это отличное название для инструментального коллектива!
Если быть честным, не только называние связывает GYBE! c кинематографом, на первом альбоме используется немного лирики из фильма "Незаконченное тюремное кино" («incomplete movie from jail»). Монолог в начале диска взят из "незаконченного тюремного кино" не просто так, над фильмом работал гитарист коллектива – Efrim Menuck. Также музыку GYBE! использовал Дэнни Бойл (Danny Boyle) (известный своими культовыми, в некотором роде, фильмами «Trainspotting», «The Beach») в качестве саундтрека к своему новому фильму “28 Days Later”. Должно быть, это некий «крест» почти всех инструментальных коллективов, которые остаются невостребованными у широкой публики, искать свою нишу в киномузыке. По моему мнению, это к GYBE! не относится, ибо музыка этого коллектива изначально самодостаточна и в кино используется уже постфактум, в отличие от саундтреков, которые «пишутся под видеоряд».
Несмотря на наличие записей – официальных альбомов, концертов; всё же живые выступления группы публика отмечает особенно. Это естественно, ведь во многом музыкальный материал GYBE! импровизационен, стихиен, неудержим. Но и тем, кому не повезёт оказаться на живых выступлениях группы, не стоит отчаиваться, ведь свои альбомы группа также пишет «в живую». Музыканты расставляют в помещении множество комнатных микрофонов, чтобы поймать звучание пространства, садятся и записывают свою музыку во время совместной игры. Конечно, на концертах совсем другой настрой, как любят говорить, «энергетика», но и в такой «совместной» записи сохраняется вся «живость» музыки, «сок» так сказать – скрип стула, покашливание и тому подобные штуки. Я просто уверен, что невозможно записать такую музыку наложением, да, и не стоит пытаться – бесполезно!
Надеюсь, что я заинтриговал вас, разжег интерес к этому замечательному коллективу. Теперь дело за вами – слушать или нет. Мой же совет – СЛУШАТЬ и ещё раз СЛУШАТЬ!!!